Мурманская область по праву считается одним из немногих регионов, где особое внимание уделяют молодым специалистам. Для них создали условия, при которых хочется сюда приезжать, оставаться жить и работать. Кроме того, регион привлекает инвестиции, развивает транспортную инфраструктуру. «ФедералПресс» побеседовал с губернатором Андреем Чибисом и выяснил, сколько правительство России вкладывает в развитие Кольского Заполярья, какие специалисты нужны региону, есть ли сейчас сложности с импортом, а также какие ресурсы добываются на богатой мурманской земле.
Андрей Владимирович, главная задача рабочей группы Госсовета по Арктике – развитие инфраструктуры вокруг Северного морского пути. Что именно предстоит сделать, что уже сделано?
У нас несколько ключевых задач. Первая задача – это позиция субъектов инициативы по развитию инфраструктуры и Северного морского пути и инфраструктуры для реализации других проектов на территории арктических субъектов. Вторая задача – это новые решения для повышения качества жизни людей. Какую бы инфраструктуру мы ни создавали, какие бы проекты ни запускали, это невозможно сделать без людей. Поэтому выполнение поставленной президентом задачи, что качество жизни людей в Арктике должно быть не ниже среднероссийского, требует дополнительных бюджетных инвестиций и решений, в том числе связанных с корректировкой межбюджетных отношений, если мы ведем речь об арктических субъектах. Ключевая задача – искать те механизмы во взаимодействии с правительством РФ, которые позволят добиваться нужного объема инвестиций в развитие арктических субъектов для повышения качества жизни. Это касается жилья, дорог и социальной инфраструктуры. Нужно, чтобы люди, которые работают и делают великие и важные дела для страны, Севера и Арктики, чувствовали себя здесь и сейчас комфортно.
Планируется ли привлечение инвестиций для инфраструктуры? Если да, то в каком объеме?
Правительство РФ инвестирует в мурманский транспортный узел. Это железная дорога, которая свяжет восточную часть Кольского залива и его западную часть. Эта инфраструктура раскроет возможность увеличить объем перевалки грузов к 2030 году до 80 млн тонн, что позволит строить новые порты. Это важное решение, и на эти цели из федерального бюджета будет выделено 37 млрд рублей. В ближайшее время начнутся соответствующие работы. Второе – это 4,2 млрд рублей на энергетическую инфраструктуру для резидентов ТОР столицы Арктики. Это позволит не только создавать новые порты, но и увеличить количество резидентов на западном берегу. Мы комплексно подходим к развитию инфраструктуры, а она нам нужна для того, чтобы был экономический рост, увеличение грузов на перевалке, увеличение объемов инвестиций и новые рабочие места. На сегодняшний день только в портфеле Мурманской области 265 проектов с инвестициями в 1,1 триллион рублей и созданием свыше 40 тысяч рабочих мест на ближайшие 10 лет. Налоги за это время составят более 440 млрд рублей в бюджеты всех уровней. Остаемся лидерами по количеству резидентов АЗ РФ – 180 компаний и еще 8 резидентов ТОР «Столица Арктики» уже проинвестировали 130 млрд рублей, и создано 2600 рабочих мест. И несмотря на то, что резиденты освобождены от льгот, от них уже есть налоговая отдача в виде НДФЛ, мы уже получили 1,7 млрд только за 11 месяцев 2022 года.
Мурманск – один из ведущих узлов Северного пути. Насколько это помогает городу развиваться экономически?
Мы добились комплексного развития Мурманского транспортного узла. Благодаря реализации МТУ появится 1800 новых рабочих мест и перевалка порта Мурманск увеличится на 18 млн тонн в год. А его якорный проект – порт «Лавна» – уже наполовину построен (52 %).
Возникли ли сложности с импортом? Как решается проблема импортозамещения в области?
Конечно, возникли. Если брать экономику, то это техническое обслуживание оборудования, а также запасные части. Если брать жизнь наших людей, то это закрытие тех или иных магазинов. Сейчас происходит замещение по второй части, с точки зрения российских производителей. Мы сейчас какой-то остроты не чувствуем, потому что люди открылись рынку для нашего малого и среднего бизнеса, который может замещать одежду и прочее. А что касается промышленных компаний, мы им активно помогаем с параллельным импортом, они принимают необходимые решения, и на сегодняшний день никакое производство не остановилось или серьезно не пострадало. Более того, по итогам тех данных, которые мы имеем за 9 месяцев, у нас наблюдается рост промышленного производства, даже в сравнении с прошлым годом.
Много лет Мурманская область сотрудничала с соседними странами. Как изменились отношения региона с этими странами после введения санкций и объявления СВО?
Отношения прекратились. Если мы говорим про наших соседей – Финляндию и Норвегию, то они по инициативе именно заграничных коллег прекращены на этом этапе. На мой взгляд, это неправильно.
Какие предприятия по добыче ресурсов планируется создать в регионе в ближайшие годы?
Самый конкретный проект в высокой степени готовности – это разработка Колмозерского месторождения, где мы ведем с федеральным правительством работу для добычи и переработке лития. Это крупнейшее месторождение в России, здесь находится 18,9 % всех запасов лития в стране. Литий принципиально необходим для российской экономики. Сейчас в правительстве после детальной проработки подготовлен соответствующий проект. Мы уже в ближайшее время ожидаем принятия необходимых нормативных документов по проведению соответствующих конкурсных процедур на разработку этого месторождения. Это очень серьезная точка роста и для нашей области, и для экономики всей страны.
Какие еще ресурсы добываются в Мурманской области?
У нас есть несколько проектов, которые находятся в серьезной стадии разработки и подготовки. Это проекты редкоземельных металлов, это африканское месторождение, это проект «Федорова тундра» с большим объемом инвестиций, а также еще один проект, над которым сейчас работают наши коллеги – это проект Ловозерский ГОК, перешедший в собственность государства. Коллеги готовятся и отрабатывают с федеральным правительством новые инвестиции в сохранение и развитие Ловозерского ГОКа, где тоже добываются металлы, которые стратегически важны для экономики и оборонной промышленности.
Планируется ли заключение новых экономических договоров с дружественными России странами и отечественными компаниями?
Да, конечно. Договорились с президентом республики Беларусь о создании на территории Мурманской области терминала по перевалке калийных удобрений. Мощность терминала составит 5–7 млн. тонн в год. С коллегами сейчас работаем над корректировкой финансовой модели нового терминала по перевалке грузов. Работа ведется с нашими азиатскими партнерами, такими как Китай, Индия и Бангладеш. Поэтому думаю, что в скором времени мы выйдем на подписание новых соглашений.
Как продвигается газификация региона?
Идут предпроектные работы газопровода, которым сейчас занимается Газпром. Это проект, который поддержал президент, и мы фактически переходим в практическую плоскость к конкретным расчетам.
Мурманск – один из ведущих узлов Северного пути. Насколько это помогает городу развиваться экономически?
Это рыбная промышленность. У нас работает крупнейшая компания «Норебо», огромное количество научных судов, база обслуживания шельфовых проектов. Поэтому все это делает Мурманск очень перспективным городом и активно его развивает.
Вы говорили, что развитие Северного морского пути позволит горожанам жить комфортнее, привлечет специалистов. Какие специалисты требуются Мурманску?
Нам нужны талантливые, мотивированные и энергичные специалисты. Если брать социальную сферу, то, как и в любом другом регионе, это работники здравоохранения, культуры и образования. Если брать экономическую составляющую, то это специалисты в горной промышленности, металлурги, портовики и все, что касается судоводителей, а также специалисты в области IT и транспортной логистики, химики и пр. У нас экономика очень диверсифицированная, то есть у нас целый ряд отраслей, где всегда востребованы высококвалифицированные кадры.
/Информационное агентство «ФедералПресс»/
/Фото Минстерство транспорта Российской Федерации/